Закрытая зона

E-mail: admin@safariclub.by

Охота в Азербайджане 2013

Дата публикации: 2014-03-04

Еще осенью 2012 года Сергей Волочкович и Сергей Пузанкевич приняли решение пополнить свои коллекции трофеем Дагестанского тура.

Ареалом распространения данного вида является восточный Кавказ. Охоты на этих животных проводятся со стороны России и Азербайджана. Свое предпочтение охотники сразу отдали Азербайджану, так как численность тура больше, следовательно и трофейные качества животных выше, чем в России. К тому же с российской стороны Кавказских гор до сих пор бывает неспокойно.

Мне, как администратору клуба, была адресована просьба о помощи в организации этой охоты. Вариантов организации было два: Первый – это пойти по уже проторенной представителями клуба «Сафари» дороге. В 2008 году Войтех Кононович, Дмитрий Богуш, Игорь Климович и Сергей Резников побывали в Азербайджане на такой охоте. О той охоте и представителях принимающей стороны мне приходилось много слышать, и хорошего, и не очень. Второй вариант – это найти другого местного организатора охоты и хозяйство.

Мне предстояло собрать и проанализировать информацию, а охотникам – выбрать более подходящий вариант.

Оказалось, что выбор среди принимающих иностранных охотников компаний в Азербайджане невелик. Их всего четыре. После предварительного мониторинга, остановились на двух фирмах.

Одна – это все та же компания, которая принимала наших охотников в 2008 году. Начиная переговоры с ее представителями, как ни странно, я нарвался на языковую проблему. Представители этой фирмы очень плохо говорили как на русском, так и на английском языках. На некоторые уточняющие вопросы порой очень сложно было получить четкий и понятный ответ.

Вторая компания мне была знакома с 2009 года. На просторах Интернет я как-то познакомился с Асифом Ильясовым. Это молодой, очень коммуникабельный человек, житель города Баку. Уже тогда он не только предлагал охоту в Азербайджане, но и начинал организовывать охоты по всему миру. Асиф предоставил нам полную информацию об условиях охоты на дагестанского тура с большим количеством фотографий и видео. Среди названных им клиентов, мы нашли и знакомых нам охотников из России.

Итак, на весах оказались: с большим количеством непонятных нюансов, но проверенный товарищами вариант; и новый вариант, - внешне очень красивый и качественный, подкрепленный хорошими фотографиями и видеороликами.

Современные маркетинговые приемы возымели свой эффект; и охотники единогласно отдали предпочтение предложению Асифа.

Охоту забронировали на конец лета 2013 года.

Подготовка. Сборы. Самолет. Баку.

Приземлились рано утром 17 августа 2013 года в аэропорту им. Гейдара Алиева. Неожиданно приятно удивил сервис служб аэропорта: на прохождения паспортного и таможенного контролей ушло не более получаса – «молниеносно», учитывая то, что прилетели мы «во всеоружии»: с двумя карабинами, оптикой, ножами и прочими необходимыми на охоте вещами. Нам не понадобилось ни предъявлять, ни заполнять никаких разрешений и деклараций: все документы подготовила принимающая сторона до нашего прилета.
На выходе из терминала нас встретил Асиф. Из аэропорта мы заехали в один из городских отелей, чтобы забрать еще одного участника нашей охоты – француза Патрика Эстива, который прилетел днем ранее и ждал нас, чтобы всем вместе выехать на охоту.
От Баку до района охоты, района города Исмайлы, ехали 3 часа на хорошем микроавтобусе с кондиционером. По дороге посетили один из провинциальных рынков, чтобы закупить провизию. Хоть Азербайджан считается и светским государством, но в регионах, среди местного населения, живет достаточно много строгих мусульман. Наш компаньон по охоте Патрик, со свойственной французам легкомысленностью, и удобства ради, одел в дорогу шорты, которые привлекли к себе много как ироничных, так и негодующих взглядов обитателей базара. Однако, закупка для нас обошлась без эксцессов.

Миновав город Исмайлы, мы оказались у подножия Большого Кавказа. Там, где закончился асфальт мы перегрузились в ГАЗ 66 и начали подъем в горы по руслу пересохшей реки. Творение советской автоинженерии, под управлением виртуозного водителя, удивило нас своей проходимостью - казалось, что в некоторых местах непросто было пройти здоровому человеку, а техника, порой давая немыслимые крены спокойно проходила сложные участки. Подъем на высоту полторы тысячи метров, с короткой остановкой для проверки пристрелки карабинов, длился около трех часов.

Прибыли в хорошо оборудованный базовый лагерь. Прекрасный ужин приготовил наш повар Салех. За едой главный егерь Нариман провел подробный инструктаж. Ушли спать все рано, так как на завтра предстоял тяжелый пеший подъем.

Проснулись около восьми утра. Час на сборы. Нариман разделил охотников и егерей на 3 команды, каждой из которых предстоял свой маршрут, свои приключения…

Мне предстояло иди в команде с Сергеем Волочковичем и егерями Адилом, Азером и Борисом. Патрик отправился в поход с Селимом и Вугаром. Сергей Пузанкевич с егерями Сашей и Дадашем вышли из лагеря на лошадях. Вначале нам показалось, что Сергею повезло, но потом нам стало известно, что лошади нужны были для того, чтобы спуститься на 1100 нум, затем опять подняться на 1600 нум, и далее Сергею предстояло уже пешком зайти на 3200 до выкидного лагеря. Общая протяженность его маршрута, согласно показаниям GPS-показаниям, составила 19 км или 9 часов ходу.

Наш с Сергеем Волочковичем подъем длился чуть более шести часов. В начале его я порывался не отставать в выносливости и ловкости от наших проводников. Ну как же, я же готовился к поездке: бегал кроссы, поднимался по лестнице с отягощениями! …Но, не смотря ни на что, от недостатка кислорода мои силы очень быстро начали таять… И тут прозвучали спасительные слова Сергея: «Артем, нам же главное вернуться домой живыми и здоровыми, мы пойдем своим темпом». Железным оказался аргумент и для проводников – моих ровесников, и для собственного сознания!

К вечеру добрались к выкидному палаточному лагерю на высоте 3 000 метров. Расставив палатки и немного подкрепившись, отправились осмотреть окрестности. Забрались еще на 150 метров к солонцу, но, просидев в засаде около двух часов, туров не дождались.

Пока мы спали, еще в утренних сумерках, егеря произвели разведку местности и обнаружили туров неподалеку. Поэтому, едва проснувшись и выйдя из палатки, буквально за ворот мы были утащены егерями вверх. Нам нужно было очень быстро подойти к стаду, чтобы туры не успели сдвинуться с места своего ночлега. Короткий, но очень интенсивный марш бросок, к тому же натощак, дался с трудом. Все бы ничего, но и к стаду мы не успели подкрасться, животных и след простыл. Решили продолжить охоту, не возвращаясь к палаткам. От команды Сергея Пузанкевича по рации мы получили сообщение о том, что достаточно большое стадо туров находиться в ущелье, с одной стороны которого охотились мы, а с другой – Сергей. Егеря обеих команд разработали план, согласно которого Сергей должен был подойти к стаду и попытаться добыть тура, так как именно на его стороне ущелья паслось это стадо. Егеря рассчитывали на то, что животные от выстрела Сергея устремятся бежать через ущелье на нашу сторону и перевалит через наш хребет в самой нижней точке. Мы вышли на позицию, Серей Волочкович приготовился к стрельбе. Спустя пол часа ожидания на противоположной стороне ущелья раздались выстрелы. Однако, Сергею Аркадьевичу по стаду примерно в 30 голов пришлось не стрелять, а с сожалением проводить его взглядом, так как животные двинулись вниз в обратную от нас сторону и скрылось в ущелье.

Уже близился полдень, наши проводники решили вернуться к палаткам, чтобы пообедать и отдохнуть пару часов. На самом подходе к лагерю один из егерей обнаружил тура, лежащего на противоположной стороне ущелья. Самец был молодой с рогами примерно на 60-65 сантиметров. По прямой до цели было чуть более треста метров, и егеря предложили охотнику стрелять. Сергей Аркадьевич отказался, так на стадии переговоров с принимающей стороной нами было получена информация о том, что средним трофеем является тур с длиною рогов 75-80 сантиметров, а минимальный предел для своего трофея установил для себя на уровне от 70-ти сантиметров. В сравнении с равнинной местностью, в условиях гор требуется гораздо больше труда и егерей, и охотника, чтобы произвести выстрел, хорошие шансы выпадают редко, поэтому отказ охотника от выстрела, мягко говоря, расстроил наших проводников.

Пока мы отдыхали в лагере, в горах образовался туман. Изредка, ветер разрывал белую пелену и мы решили использовать вечер для охоты. От палаток пошли недалеко, но по очень опасному маршруту, в некоторых местах которого егерям необходимо было ставить нам упоры и страховать. Расположились у заливного горного луга, на котором предположительно могли питаться туры перед ночлегом. К сожалению, не повезло и в этот раз. Туры не показались «разрывах» тумана, не услышали мы их близкое присутствие. На обратном пути один из егерей обозначил наш маршрут, вбив плоский камень в землю. Оказалось, что мы шли по нему первыми. Наверное, таким образом – поведя по экстремальному маршруту, наши проводники решили как бы проучить «капризного» охотника.

Третье утро на высоте нас встретило великолепной ясной и солнечной погодой. За завтраком наметили дневной план. Утром мы должны были подойти к солонцу, который располагался на ближайшем к нам перевалу. Далее, в случае отсутствия туров на солонце, мы должны были осмотреть окрестности, и если не обнаружим туров, нам предстояло вернуться в выкидной лагерь, собраться и двинуться выше и дальше, часов на шесть в пути. И к сожалению, все пошло по плану: ни на солонце, ни в округе туров не обнаружили. Уже засобиравшись идти к палаткам, мы замечаем большое стадо туров на противоположной стороне огромного ущелья. По прямой до животных около 2-х километров, но ущелье настолько было велико, и склоны его такие крутые, что подойти и подлезть к стаду даже до ночи было не реально. В очередной раз, с досадой, мы посмотрели на туров. И тронулись к лагерю.

Буквально через 10 минут в пути наш старший егерь Адил почти на дне того же большого и опасного ущелья в бинокль замечает одинокого тура. Несколько минут рассматривает животное и говорит, что это зрелый самец с рогами не менее 70 см. Адил предложил охотнику попробовать подойти на выстрел, предупредив, что спуск очень опасный. Сергей Аркадьевич согласился сразу же. Меня же на спуск егеря не пустили, сказав, что не хватит ни сил ни времени страховать еще и второго равнинного обитателя. Я, вместе с егерем Борисом остался наблюдать сверху. Смотреть на то, как спускается по практически вертикальной стене мой старший товарищ было жутковато, порой казалось, что дальше он не пройдет, надо обходить, вернее облазить по большому кругу, но каким- то невероятным образом с помощью Адила и Азера охотник неуклонно двигался к цели. Через 30 минут я потерял ребят из виду, и стал беспрерывно следить за лежащим на скале туром, к которому они шли. Еще через 30 минут тур поднялся на ноги и в этот момент раздался выстрел. По прямой от меня до животного было не менее полутора километров, по этому понять есть попадание или нет я не смог. Только видел, как тур буквально двумя прыжками скрылся в складках скал. Позиция для наблюдения у меня было превосходная с хорошим обзором. За 10 минут пристального наблюдения после выстрела за районом, где был тур, мы с Борисом не заметили никакого движения. Это вселило надежду, что все таки есть попадание и тур лежит где-то внизу. Борис передал эту информацию по рации Адилу. Поиск внизу сильно осложняли опасные скалы. Спустя еще пол часа, по рации пришла весть о том, что ничего не удалось найти, и группа начинает подъем обратно. Через три часа группа выбралась из ущелья. Сергей рассказал, что стрелял по туру с дистанции в 250 метров и так же не смог понять попал или нет, так как самец сразу после выстрела исчез из виду. Немного отдохнув, пошли в лагерь, собрали палатки и провиант и выдвинулись на дальнейший подъем.

Путь пролегал мимо того ущелья, где был произведен выстрел. И вдруг внизу, буквально в двухстах метрах от места лежки тура, в складках скал, Адил обнаруживает лежащее раненное животное. Адил вместе с Азером направились вниз. И минут через 40 мы услышали по рации хорошую новость – тура добрали, животное было сольно измотано ранением и даже не скрывалось от преследователей.

Не смотря на то, что было уже около шести вечера, решили спускаться в долину, где располагался базовый лагерь. Радостная весть придала нам сил и уже через 3 с небольшим часа мы были внизу, где встретились с Адилом и Азером, которые сняли с тура кейп и пришли в долину другой дорогой. Сфотографировались, и все измученные, но довольные пришли на базу.

В лагере нас ожидали душа компании Нариман, счастливый Патрик, у которого охота получилась самой несложной. Еще на подъеме его проводники заметили тура, который прятался в скальном углублении. Тур был один, без стада, очень низко для летнего сезона, видимо он отлеживался после травмы или болезни. Патрика устроили трофейные качества животного, и одним точным выстрелом он добыл свой трофей.

Салех приготовил прекрасный ужин, за которым состоялся непринужденный и короткий разговор. Уставшие, разошлись спать рано.

Утром четвертого дня проснулись поздно. За обедом получили по рации весть о том, что и Сергей Пузанкевич рано утром успешно отохотился и уже направляется в лагерь. Не успели доесть, как спустился Сергей. Конечно же, первым делом, все принялись поздравлять друг друга. Сергей о своем приключении рассказал так:

«С базового лагеря мы выдвинулись в 10 утра и до палаток добрались только к 7 вечера. Когда оставили лошадей, пришлось провизию и рюкзаки тянуть на себе. Подъем по травяному склону с уклоном в градусов 60. Тяжело было, но медленно и уверенно я шел вверх. И когда я добрел до палаток, то не поверил своему счастью. Неужели дошел?! Я думал, что этот подъем не закончится никогда. И тут же сразу Саша предлагает сходить проверить солончаки. Очередной подъем вверх. Но, какое счастье! Мы видим трех туров. – Небольшие, пояснил проводник и мы спускаемся к палаткам. Ужинаем, ложимся спать.

Третий день. В 06:30 утра Саша с кричащим шепотом врывается ко мне в палатку. – Туры идут! Я сонный, в темноте с трудом понимаю куда мы идем. Поднимаемся на хребет. Бараны видимо нас учуяли и побежали. –Стреляй! - Кого, чего? Бежит стадо голов 17. Я не могу отличить самок от самцов. Все происходит достаточно быстро. И… они уходят. Саша с Дадашем сильно расстроились, но я не мог стрелять наугад. Ну, ничего зверь есть, добудем подумал я про себя.

Быстро перекусив, собираем все необходимое и опять вверх. Вечером казалось, что мы уже на самой вершине, а на самом деле она была еще далеко впереди. Делаем подъем, другой, и так до бесконечности. Альтиметр уже показывает 3400 нум. Саша постоянно подгоняет меня. Быстрее, быстрее, туры уходят. До них осталось 500, затем 300 метров. Начались скалы. Я уже на четырех конечностях пробираюсь по отвесным стенам. Только выходим на новый хребет, стадо опять сдвинулось от нас. Саша кричит: - давай быстрее, не догоним. Он на очередном хребте, говорит, что до баранов 150 метров, пока я дохожу снизу вверх, они опять уходят и скрываются за новым хребтом. И так несколько раз. Все, стоп! Голова гудит, глаза не видят, воздуха не хватает, идти больше не могу. В этот момент Саша предлагает передать ему карабин. Мне уже все безразлично и без слов его передаю. В тот момент я подумал: - Все, с горной охотой завязал, не мое это!

Немного отойдя, выхожу на очередной хребет. Вижу, как парни двигаются по горам, уходят все дальше и дальше. Они уже удалились от меня метров на 700. Слышу выстрелы. Один, второй, третий. И мне стало больно и обидно. Как я смогу повесить на стену чужой трофей? Буду проходить мимо и думать: - не мой! Возвращаются проводники. Не могу понять почему без добычи. Саша говорит, что три раза стрелял, но не разу не попал. Славу богу! Лучше без трофея, чем с чужим. Я очень доволен и твердо заявляю, что стрелять буду только сам.

Дальше мы переходим в другой распадок. Но там туман. Решаем подремать. Солнце пригревает. Хорошо. Я устал, но доволен. Мне не нужно вступать в сделку со своей совестью. Облака так и не разошлись. Решаем вернуться к палаткам. И вечером проверить солончак.

Под вечер погода начала меняться. И облака плотно зашли в горы. Такое ощущение, что ты находишься выше облаков. Так и хочется на них прыгнуть и покататься. Из-за тумана или из-за ничего не увидели.

Четвертый день. Рано утром поднимаемся на солончак. Видим ходит самка. Красиво. Приятно наблюдать за зверем. Больше никто так и не появился. Решаем еще раз проверить распадок, где вчера был туман. Опять идти нужно вверх. И только мы поднялись на хребет, как услышали выстрелы на противоположном склоне. Это по всей видимости стрелял Сергей Аркадьевич. И через полчаса стадо туров пробежало… в 200-х метрах от нашего выкидного лагеря!!! Мы вверху, а бараны внизу. Можно было никуда не ходить, они сами пришли бы к нам. Но, это охота. Знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Целый день отходили по горам. Вдалеке видели туров, но подойти не было возможности. Уставшие, вернулись в лагерь.

У нас осталось два дня охоты. Потом день переезда в Баку и самолет. Саша нервничает. Говорит, у нас есть два варианта: или добудем на солончаке, или надо идти за этим стадом, которое перескочило возле палаток. У меня же была какая-то уверенность, что завтра все сложится. И тут я замечаю, что разболталось крепление оптики, передний кронштейн ослаблен. На бленде множество царапин и следов от ударов. Да, лазание по горам так просто не проходит. Что делать? Прикрутить обратно я то смогу, благо есть нож с отверткой. А как пристрелять? Если начну шуметь, то ни один зверь не придет, принимаю решение -поставить кронштейн на старые следы от клея и зажать, думаю, что в пределах 100 метров не будет значительного отклонения.

Пятый день. Утром небольшой туман. Поднялись на солончак. Саша замечает зверя и дает жестом команду мне подняться. Выползаю и вижу двух туров. У какого же рога больше? Правый, и стоит хорошо. Дистанция не больше 100 метров. То что нужно, учитывая мою установку оптики на глазок. Выстрел. Шлепок. Попал. Один баран начинает бежать вправо, другой влево. И слышу мой упал и покатился вниз. Точно попал! Еще темно, включаем фонарики. Начинаем спускаться, все ниже и ниже. Опять нарастает напряжение. И тут Дадаш сообщает, что нашел. Ура! Трофей добыт! Выстрел четко попал в лопатку. Отклонение около 5 см по горизонту влево. Но, это уже не важно. Трофей есть, пусть и не большой, но мой! А дальше фотосессия в лучах восходящего солнца.

Весь день впереди. Решаем выдвинуться в базовый лагерь. Будет время обстоятельно посмотреть Баку. Дальше была тяжелая дорога обратно. Проводники как на крыльях летели. За 1 час мы прошли 2 км. Это показания GPS и это по склонам с уклонам в 60 градусов. В общем, пока спустились к лошадям, я был измотан на нет. Мне было тяжело и на лошади ехать и пешком идти. В лагерь пришел полностью уставшим. На лошадь было больно смотреть. Она была вся мокрая. Большое ей спасибо, что довезла.»

Вечером стараниями повара Салеха и буквально всех егерей, из мяса добытых туров был приготовлен праздничный ужин для всех, кто находился в лагере.
Утром позавтракали, сделали коллективную фотосессию, собрались и двинулись в обратный путь.

По прибытию в Баку заселились в тот же отель, где мы в день приезда подбирали Патрика. Вечером Асиф пригласил нас в ресторан, где мы отведали самые вкусные блюда Азербайджанской кухни.

Так как с охоты мы вернулись на сутки раньше запланированного, и впереди у нас был еще целый день, то день этот мы отдали на экскурсию по Баку. Столица Азербайджана очаровала нас. А Патрик, житель Парижа, без тени иронии заявил, что центр Баку ничем не уступает в архитектуре и шарме центру столицы Франции.

Ранним утром, седьмого дня нашей поездки мы благополучно приземлились в Минском аэропорту и с комфортом, невероятно быстро прошли все таможенные процедуры.

Охота в Азербайджане превзошла наши ожидания по всем критериям. Поездка получилась очень яркой в эмоциональном плане. Охота на дагестанского тура в Азербайджане не требует много времени (достаточно 3-4 дня на охоты), однако горы Кавказа дают ощутить всю полноту настоящей горной охоты, с трудными подъемами и опасными переходами. Приятно удивил и уровень сервиса принимающей стороны, как на стадии переговоров, так и во время охоты, и в горах, и в городе. Азербайджанскую кухню вообще можно хвалить без остановки – не перехвалишь!
Охота в Азербайджане – это прекрасный вариант для того, чтобы попробовать настоящую горную охоту и влюбиться в нее навсегда!

Большой фотоотчет о данной поездке Вы найдете в фотогалереях: