Закрытая зона

E-mail: admin@safariclub.by

5 дней одиночества в горах Абхазии

Дата публикации: 2014-10-10

Не успел вернуться с Эльбруса, как с семьей уезжаем на отдых в Абхазию. Благо на самую высочайшую вершину Европы взошли ровно и спокойно, все было по плану. Даже не пришлось использовать резервный день. Спасибо за это нашим проводникам, Володе и Кириллу.

Так случилось, что мои друзья абхазы не могли идти в горы на охоту. И чтоб зря не упускать время, я решил самостоятельно, в одиночку совершить трекинг по маршруту г. Гагра-озеро Рица- минеральный источник Ауадхара - перевал Пыв (Анчхо или Чхо, в разных источник по разному упоминается его название) - деревня Псху - Гудаутский перевал - деревня Хабю.
       Сразу оговорюсь, в одиночестве я был редко, но эти минуты и часы приносили мне удовольствие. Не люблю кого ждать, но еще больше не люблю, когда ждут меня. В этом одна из прелестей одиночного путешествия. Где хочу, когда хочу делаю привал и иду в удобном для себя режиме.
          В один момент мне пришлось взять проводника из местных жителей, о чем я с одной стороны пожалел. Молодой юноша лет 15 - Владислав, он просто бежал по еле заметной тропе. Не "угомонил" его и мой рюкзак. Получилось мы двигались достаточно быстро, что позволило мне сэкономить почти целые сутки, но это был марафон. В этот день пропало наслаждение походом, я не успевал замечать окружающие прелести. Но, обо всем по порядку.

Первый день.

Мой друг и товарищ Гена, он же Тау, подвез меня до Голубого озера, что находится по дороге на Рицу. Этой дорогой ездили уже много раз. Она хороша известна и плюс большое количество туристов на УАЗиках, автобусах и просто на легковых машинах ежедневно подымаются посмотреть озеро Рицца. Старт был из Гагры, что можно принять за 0 метров над уровнем моря (далее нум).
    Первая попавшаяся попутка согласилась подвезти до озера. Это была семейная чета из Архангельска. Только просили, чтоб я с них не брал денег за показ дороги, в свою очередь и я просил не брать уже с меня денег за подвоз. На том и договорились. Интересно, в 43 года путешествовать автостопом. Может поздновато? Но у меня был внутренний подъем и меня ничего не смущало. По дороге я провел небольшую экскурсию, хорошо дорогу и местные достопримечательности знаю назубок. И накануне еще прослушал CD-диск у Русика в машине об истории Абхазии. Поэтому именами, фактами и датами сыпал налево и направо. За что архангельчане были мне благодарны, да еще и посоветовал, как правильно запарковать машину на озере Рицца ( 900 нум). Далее я пошел в пешком на мин. источник Ауадхара.
      Не успел пройти и 2-х километров, как подобрала меня опять супружеская пара но, уже из Москвы.  Они искали дорогу до источника, и я "любезно" согласился быть их проводником. И опять по дороге провел им экскурсию об Абхазии. Да, был я в "в ударе". Самому стало интересно. А им было интересно. Даже благодарили меня. Уже около 6 часов вечера были мы на Ауадхаре (1600 нум).
           Набрав мин. воды, решил идти сразу к старому другу Гены - Арсену. В 6 км находится его балаган (легкий пастушеский дом, 2000 нум). Хочу сразу отметить у Арсена образцовый порядок. Даже бетонный пол залил, что большая редкость. Пришлось пешком сделать набор высоты в 400 метров по лесу, но с "хорошим" уклоном. За полтора часа я его одолел. Приятно было встретить старого знакомого и он был приятно удивлен. Сразу спросил, не случилось ли чего-либо. Поужинали и легли спать.

Второй день.

У пастухов утро начинается рано, я же решил немного поспать. Благо, здесь на альпийских лугах спиться великолепно. Но, дорога не ждет. Надо выдвигаться, быстро попив чай с косичкой из сыра, спускаюсь вниз к источнику. Тут еще тишина. Туристы не успели добраться.  Выпив в кафе чашку кофе, выдвигаюсь в сторону перевала Пыв. Около одинадцати утра начали появляться УАЗики с туристами. Практически каждый водитель сигналил и предлагал подвезти. Но, почему то я решил идти пешком. За день мимо меня проехало около 20 русских джипов. Другим машинам тяжела эта дорога, да и жалко машину. Туристы едут на перевал, чтоб полюбоваться альпийскими лугами. И покататься на лошадях. И посетить 7 озер. Высота перевала 2000 нум. Расстояние от Ауадхары около 9 км. По дороге открывались прекрасные виды и я не переставал фотографировать. В один момент промахнулся и фотоаппарат покатился вниз в пропасть.  Блин, пришлось за ним по каменной осыпи спускаться. Хорошо, быстро нашел. И целый. Уже в два часа дня я был на перевале. Красота неописуемая. Это место мне напомнило Орлиное гнездо, где была резиденция Гитлера.
        Узнаю, как добраться до 7 озер. До них еще 7 км. Решаю воспользоваться лошадью, так быстрее и можно немного отдохнуть и точно вернусь обратно  к вечеру. Надо еще решить, где буду ночевать. Не успели мы выехать, как пошел дождь, переходящий в град. Решили двигаться дальше, хотя потом я этому был не рад. Промокли до нитки, замерзли как собаки. Увидели озера и обратно. Очень холодно. Высота 2450 нум. Хорошо на самом перевале есть кафе. Рюмка чачи, печка, чай и сухая одежда позволила быстро согреться. У хозяина кафе спрашиваю, где можно переночевать.  До ближайшего балагана 4 км. Хорошо, погода наладилась, можно выдвигаться. Дорога уже идет на спуск. Можно сказать, бегу. Навигатор показывает до деревни Псху около 27 км. Переночую в балагане и завтра утром, думаю, поймаю попутку.  Но, человек предполагает, а Бог располагает. Не успел дойти до балагана, как встречаю пастуха Руфа. Он любезно приглашает переночевать у них. Ужин. Мамалыга, белорусская тушенка и немного чачи.

Третий день.

Как и вчера, пастухи уже за своей работой. Надо вставать. Подъехал УАЗик, оказалось они едут в Псху. Но, к сожалению, мест свободных нет. Ничего, будут еще машины. Попив чай с сыром, выдвигаюсь в дорогу. И до самой деревни не было ни одной попутной машины. Только одна встречная. В это день я прошел около 32 километров. Уже на подходе к деревне встретил компанию взрослых абхазов, они любезно пригласили за стол. Холодное белое вино, но нет,  надо идти и еще решить как и где буду ночевать.
           Недалеко от деревни есть святой источник. Монахи из Нового Афона бежали в Псху от советской власти. Через три года она настигла их и здесь. Все монахи были арестованы и конвоем сопровождены в Сухум, откуда их отправили в места отдаленные. По дороге около 130 человек были расстреляны. Среди них был и иеромонах Феодосий. Сейчас на этом месте стоит православный крест, организована купальня, чтобы любой желающий мог окунуться в святую воду. Повстречал здесь я монаха и Светлану, которая по настоянию Одесского патриархата строит церковь в Псху.
     Далее был пограничная застава, где меня зарегистрировали и подсказали дорогу до Гудаутского перевала.
      Далее была сама деревня. Протяженности деревни более 4 километров. Необычайная деревня.  Увидел новую, строящуюся церковь. Красивая. Рядом магазин, хлебопекарня и даже есть гостиница, но была закрыта. Решил я воспользоваться старым вариантом и переночевать у тети Клавы. Да, забыл сказать, что в основном в этом поселении живут русские, около 80 дворов.
      Тетя Клава вспомнила меня. Лет пять назад мы приезжали на охоту и останавливались у нее ночевать.  Принял душ и чтоб утолить жажду выпил 3 стаканчика красного вина. Еще как то в Грузии Олег меня учил, что нельзя пить красное с дороги, уставшим. Лучше белое вино. Но выбора не было, а жажда одолевала. Воду организм уже не воспринимал. И через минут 30 мне стало плохо. Резко упало давление. Нашатырь сделал свое дело. Пришел в себя. И передо мной стала задача: идти дальше или возвращаться? Утро вечера мудренее.

Четвертый день.

Решил основательно отдохнуть и думал целый день этому посвятить. Но, смотрю состояние в норме и тетя Клава подбодрила. -Ты дойдешь, двое "одиночек" приезжало в этом году, мы их отправили обратно. А ты, иди. И уже в 11:00 я тронулся в дорогу. По совету местных, мне надо заночевать у подножия перевала и свежими силами его на следующий преодолеть. Главное, не заблудись! Навигатор показывает только реки. Перевал не обозначен. Важным ориентиром служит река Бзыбь и Решевее. По пути решил зайти и посетить древную крепость V-X веков.
            Мимо прошел взлетно-посадочную полосу. С октября по май поселок отрезается от внешнего мира. Перевал Пыв заваливает снегом и другой дороги нет. Поэтому в экстренных случаях пользуются авиацией.
             Местная девочка показала направление на крепость. Сказала, если не найдешь, возвращайся, проведу. И вот я попадаю в сказочный лес. Очень редко стоят вековые пихты и буки. Красота. И вдруг я замечаю... мужчину с длинными седыми волосами и бородой. Прямь, как в сказке. В одной руке у него посох, в другой топор. За плечами старый, видавший виды рюкзак, еще советских времен. Монах! Любезно с ним здороваюсь и прошу показать дорогу к крепости.  Оказывается, я уже пришел. Лишь упорядоченное сложение камней напоминает, что когда то это была крепость. Да и табличка стоит, что охраняется государством.
         Продолжаю далее свой путь. Вот и речка Битага. Встречаю трех парней. Это оказываются они, вчера утром были в балагане Руфа и ехали в Псху. Каждый год они приезжают сюда помолится на Святой горе. Угостили чаем. От вина отказался, впереди тяжелая дорога. Решаю идти путем, который указали пограничники. По правому берегу Бзыби. Так дальше, но есть ориентиры.
      Не прошел я и километра, как встретил Владислава. Он и согласился провести меня за небольшую плату под перевал Гудаутский. И пойдем по левому берегу. Красивые виды открывались перед нами. Но жаль, Владислав торопился и ему надо было еще успеть до ночи вернуться домой. Прошли мы с ним порядка 8-9 км. И вот она заветная река Решевее. Я уже прилично устал. Купание в речке придало сил, но не много. И перейдя речку, замечаю отличное место для ночевки. Есть кострище, дрова, и растут большие ели, которые смогут укрыть меня от дождя. Высота 600 нум. Перевал 1600. Но, это будет завтра. Влад быстро развел костер, я приготовил ужин. Напоследок подарил моему гиду фонарик. Так легче будет ему дойти до дому. Время уже полвосьмого вечера.
      Дальше была тихая, спокойная ночевка под открытым небом. Костер сложил по-абхазски, горят только кончики дров. Очень экономный вариант. Небо чистое, горят звезды. После часа ночи провалился в глубокий сон.

День пятый.

Проснулся около шести утра. Можно еще немного повалятся. Приготовил чай, вышел на речку. О, боже, какая красота. Вода идеально прозрачная. Против течения стоит форель. Жаль, нет удочки с собой. Но, надо собираться. Горы зовут. Как мне дал ориентир Владислав, идти нужно вверх вдоль речки Решевее. Хорошо в один момент, он упомянул, что нужно будет пересечь речку Волчью. И вот я попал на поляну, до куда планировал меня довести Влад. Нет, мое место ночевки было лучше. Пробираюсь через заросли папоротника. Настоящие джунгли. Тропа еле виднеется. Все выше и выше. Крутизна склона увеличивается. Идти становится тяжелее. Скоро начинаю замечать надписи на деревьях. Значит точно иду правильным путем. Сейчас это перевал редко используют. Солнце подымается выше, обливаюсь потом. Надо сделать привал. Выхожу на связь с Русиком. Договариваемся, как я достигну перевала, он выедет на УАЗике мне на встречу. Разговор добавил сил. И уже через час я был на вверху. 1600 над уровнем моря. На один километр поднялся вверх за 5 часов. Длина маршрута составила 8 км. Перевал прекрасен. Каждое дерево запечатлело слова и имена людей, побывавших здесь. Дальше, главное правильное выбрать направление. Иначе можно уйти в другое ущелье и сегодня не попасть в Хабю. Через некоторое время замечаю мемориальную доску в честь солдат, воевавших в годы Великой отечественной войны. Еще одно свидетельство, что я на правильном пути. Дорога начинается вниз. Уставший, но быстро иду. Часов пять и я должен попасть на грунтовую дорогу, которая ведет в Хабю. А там я должен встретится с Русиком.
     Меня предупреждали, что на перевале плохо с водой. Я сделал запас около 2-х литров. И вода уже на исходе. Солнце делало свое дело. Остановился, сделал легкий перекус. Слышу внизу журчит вода, она в стороне от маршрута. Нужно сильно сбросить высоту. В горах всегда жалко терять высоту, особенно когда до конца не уверен в правильности маршрута. Ибо, может снова придется ее набирать. А этого ох как  не хочется делать, когда ты в целом идешь на спуск. Но вода сейчас важнее. Навигатор показывает, что речка должна вывести меня к реке Ааапста, которая и впадает в Черное море. По реке идти тяжело, камни скользкие. Один раз поскользнулся и упал. Надо искать другой маршрут. Вверху виднеется окошко среди зарослей. Надо подняться. Крутой склон. При падении повредил два пальца, и сейчас они дают о себе знать. Поднимаюсь вверх и вижу поляну, а на ней виднеется старая тракторная дорога. Ура! Я на правильном пути.
    По дороге идется весело. Все чаще попадаются речки, опять приходится разуваться и снова обуваться. Пытаюсь связаться с Русиком. С ним уверенно нет связи. Наверное заехал уже в горы, поэтому телефон не берет. Значит уже едет мне на встречу. Скоро встретимся. Как я потом узнал, ему пришлось сменить Ниссан на УАЗик. Это более приспособленная машина для горных дорог. И вот после прохождения очередной речки мы наконец-то встретились. Радости не было предела. Мой маршрут закончен. Все получилось.